Игровая индустрия переживает необычный период: независимые студии всё чаще доказывают, что сильная идея, реализованная с мастерством, способна конкурировать с крупными AAA-проектами. Едва мы успели переварить впечатления от Clair Obscur: Expedition 33, как на горизонте появился ещё один многообещающий проект — на этот раз от небольшой команды ветеранов индустрии.
Eriksholm: The Stolen Dream — дебютная игра шведской студии River End Games. Несмотря на мрачное название, отсылающее к утраченной мечте, по словам креативного директора Андерса Хейденберга, сама игра стала воплощением мечты всей команды.
Я опробовал демоверсию Eriksholm и до сих пор не могу выделить, что именно впечатлило меня больше всего. Впечатляющая графика, атмосферное звучание, загадочный сюжет и оригинальный геймплей создают по-настоящему уникальный опыт, который произвёл на меня сильное впечатление. Сейчас объясню, почему.
Ханна, Херман и другие
Демоверсия Eriksholm: The Stolen Dream состояла из трёх фрагментов: вступительного уровня, эпизода с духовым ружьём и сегмента в одной из более продвинутых локаций. В сумме — около 90 минут геймплея с заметным потенциалом и оригинальным подходом как в идее, так и в реализации.

Eriksholm — это сюжетно-ориентированный стелс с изометрическим видом. Здесь мы управляем не безликой командой, а конкретными персонажами, а прохождение строится не на завершении миссий, а на достижении сюжетных контрольных точек. История развивается не только в геймплее, но и в кинематографичных кат-сценах — таких, как вступительный ролик, в котором Херман уезжает, оставляя сестру Ханну. Та вскоре решает отправиться за ним — и приключение начинается.
События происходят в вымышленном городе Эриксхольм, стилизованном под эпоху второй шведской промышленной революции. Такой художественный приём позволяет избежать привязки к конкретному времени и создать атмосферу народной легенды — передаваемой из поколения в поколение.
Главная героиня — сирота Ханна, вместе с братом Херманом она пытается выжить в суровом мире, где рабочий класс лишён прав и будущего. Однажды Херман не возвращается с работы на карьере. Вместо него приходит полиция — с угрозами и жёсткими вопросами. Ханне удаётся сбежать через вентиляцию. С этого момента она понимает: если хочешь узнать правду — действуй сама.
История Eriksholm берет за душу своей простотой и человечностью. Личная драма стремительно перерастает в масштабное и напряжённое приключение.
Уникальный город и геймплей
Вступительный ролик сразу приковывает внимание, но и сама игра выглядит не менее впечатляюще. Несмотря на вид сверху, визуальный стиль Eriksholm поражает: уровни напоминают тщательно проработанные диорамы, а свободная камера позволяет смотреть на всё с нужного ракурса.
Город Эриксхольм, где разворачиваются события, вдохновлён архитектурой Северной Европы начала XX века и при этом стилизован с налётом фантастики — извилистые улицы и многоуровневая структура делают его идеальной ареной для стелса.

Ханна управляется одной кнопкой: клик — перемещение, удержание — бег, отпустить — вернуться в скрытный режим. Любое действие можно прервать мгновенно. Уже в первых уровнях героиня сталкивается с представителями режима. Вам предстоит скрываться, подслушивать разговоры, собирать подсказки, общаться с союзниками и искать путь к истине.
Анимация, мимика и жесты персонажей выполнены на уровне крупных студий. Хотя motion capture изначально не планировался, команда River End настояла на его использовании. Как говорят разработчики, «некоторые эмоции можно передать только через лицо». Персонажи ощущаются живыми, объёмными, по-настоящему присутствующими на экране.
История разворачивается не только в кат-сценах — большую роль играют окружение, диалоги и детали мира. Часто эти элементы становятся частью геймплея, помогая ориентироваться в ситуации и решать задачи.
Каждая локация — это небольшая карта с целью добраться до выхода, избегая патрулей и ловушек. Чтобы не попасться, придётся внимательно следить за маршрутами охраны, использовать укрытия и точно выбирать момент для действия. Если вас заметят — всё кончено. Здесь не получится устроить бойню и продолжить путь: малейшая ошибка приводит к перезапуску с ближайшего контрольного пункта, который, к счастью, всегда рядом.
Во второй главе Ханна получает духовую трубку — оружие, позволяющее усыплять врагов с расстояния. Однако оно перезаряжается медленно, что исключает бездумное использование. Город в это время тянется к морю, рельсы ведут к островкам с домами, окнами и садами, свисающими с балконов.

Музыка плавно нарастает и затихает, создавая гипнотическую атмосферу. Ханна решает головоломки с краном и электрогенератором — задачи, которых не ожидаешь в подобной игре. На третьем уровне в демо к ней присоединяется Альва — проворная девушка, умеющая карабкаться по трубам и пользоваться рогаткой, чтобы отвлекать врагов или выводить из строя источники света.
Чтобы преодолеть деревню, охраняемую бандитами, придётся грамотно размещать обоих персонажей и действовать слаженно. В полной версии появится и третий герой — Себастьян. Он умеет плавать и может бесшумно устранять врагов, открывая ещё больше тактических возможностей.
Пока все элементы работают
Для River End Games — молодой студии, основанной бывшими сотрудниками крупных компаний — Eriksholm стал не только творческим проектом, но и демонстрацией того, как современные технологии позволяют достигать высокого качества при скромном бюджете.
Пока что всё работает: хочется узнать больше о Ханне и Хермане, вернуться к этой необычной стелс-игре и исследовать каждый уголок завораживающего мира, который, надеюсь, в будущем станет ещё богаче и глубже.
Eriksholm: The Stolen Dream — одна из самых перспективных игр на горизонте. Визуально она уже впечатляет, а сочетание стелса и сильного повествования встречается нечасто. Теперь задача разработчиков — превратить это волшебство в сбалансированную, захватывающую игру от начала до конца. Если им это удастся, нас ждёт будущая классика. Релиз намечен на 2025 год для PC, PlayStation 5 и Xbox Series X/S.

Демо-версия не показалась особенно сложной, но напряжение не отпускало. Патрули реагируют на малейшие движения, и даже в тени нельзя чувствовать себя в безопасности — обстановка быстро меняется, а вчерашнее укрытие может в следующий момент стать ловушкой.
Что особенно понравилось:
- Графика и звук высочайшего уровня.
- Амбициозные кинематические ролики.
- Очень многообещающий геймплей.
Что вызывает опасения:
- Не будет ли игра слишком короткой и простой?
- Смогут ли они предложить интересные ситуации до самого конца?